Паскаль Гийеман: отход от дисциплины айкидо

Я взял интервью у Паскаля Гиймана, шестого дана Айкикай, преподавателя айкидо, хореографа боевых сцен в кино, консультанта по вопросам управления бизнесом и личного развития.

Паскаль начал заниматься айкидо в возрасте 15 лет и через несколько месяцев понял, что хочет стать профессионалом в этой дисциплине.

После более чем 30 лет занятий айкидо, он адаптировал свою практику к различным сферам, таким как кино и бизнес. Его сотрудничество в этих сферах позволяет ему дистанцироваться от айкидо. В этом интервью я расспрашиваю Паскаля о его отношениях к айкидо: между делом всей его жизни и отходом от дисциплины.

Поскольку в этом интервью мы собираемся поговорить о вашем отношении к айкидо, давайте начнем с обсуждения вопроса об отношениях между учениками и их учителем. Вы сказали, что полная преданность своему сенсею заставляет вас чувствовать себя неловко. Разве это не воспринимается как знак абсолютного уважения?

Конечно, это касается не всех студентов. Но, вернувшись на несколько лет назад, будучи учеником Кристиана Тиссье, я помню, что принимал уважительную позу ученика по отношению к сенсею, не чувствуя необходимости добавлять что-то еще. Это не мой образ поведения и мне это не подходит.

«Есть этикет, который нужно уважать, и правила, этого достаточно»

Некоторые ученики предают слишком большое значение формальным поклонам сенсею, что всегда меня немного раздражает. Может быть, это форма застенчивости или восхищения человеком или тем, что он представляет. Важно то, что некоторым ученикам нравится такой способ выражать свое отношение к сенсею.

Я вспоминаю то время, когда я вел тренировки в Cercle Tissier. Мне было всего 22 года, и занимающимся было очень трудно поприветствовать меня в сэйдза.

Я был самым молодым на татами, и почти все помнили, что я начал заниматься в возрасте 15 лет, и это еще больше усложнило мне ситуацию.

Мне потребовалось много времени, чтобы к этому привыкнуть.

Сегодня мне 48 лет, я уже не один из самых молодых, но у меня до сих пор небольшие проблемы с этим (смеется).

Давайте уважать этикет в додзё, приветствия между учениками, с учителем… не больше и не меньше. Эти традиции четко определены, не давайте возможности учителю проявлять какие-либо авторитарные наклонности, чтобы добиться признания и иметь возможность в дальнейшем установить свою власть над учеником.

Во время карантина вы были одним из тех, кто решил не давать онлайн-уроки. «Мы можем жить без айкидо, но не можем без врача» - сказали вы мне. Для вас айкидо не должно быть неотъемлемой частью жизни?

Если мы ставим все на эту дисциплину (как и на любую другую), мы сильно рискуем, потому что наш мир может рухнуть в любой момент.

Со своей стороны, я никогда не думал посвятить себя исключительно айкидо; С самого начала я всегда предполагал, что могу полностью прекратить заниматься. Сегодня, 30 лет спустя, я все еще здесь, но не знаю, как надолго.

Если серьезно, я каждый год задаюсь вопросом, действительно ли я собираюсь продолжать.

Я очень занят, и мне повезло, что в моем графике есть семинары и тренировки, но как ни парадоксально, когда все идет хорошо, я хочу остановиться (смеется).

«Сегодня я чувствую себя вовлеченным, но отстраненным»

Вовлеченным, потому что это моя основная деятельность, а значит, важная составляющая моей жизни.

Отстраненным, потому что я никогда не хотел (вероятно, больше по ощущениям, чем по принципам) быть узником этой дисциплины, как и всего остального.

Сегодня я преподаю айкидо, но я не запрещаю себе под предлогом того, что у меня уже есть некоторый опыт в этой среде, пойти и посмотреть на что-то другое, чувствую ли я к этому желание или потребность. Я свободен… как в моем Айки!

Но каждый раз, когда я ступаю на татами, учитель я или ученик, я полностью проникаюсь своей ролью и тем, что мне предстоит пройти. Но с возможностью остановиться в любой момент.

По иронии судьбы, какое-то время назад я хотел взять творческий отпуск, вот и все! (смеется).

Кроме того, вы говорите, что, если к вам в гости приедет незнакомец, он никогда не догадается, что вы преподаватель айкидо. Как вы объясните эту полную отстраненность от айкидо, если вы так же вовлечены и преданы своей дисциплине?

Мои дипломы Айкикай все еще запакованы ... Я их не открывал (смеется)

Мой черный пояс не высовывается из шкафа, где он хранится, никаких рамок с демо-фото... символы не мой двигатель. Мне не нужно это, чтобы быть вовлеченным и мотивированным на практику айкидо.

Курсы, семинары, гала-концерты, телевизионные демонстрации… все, что есть во мне и является частью меня… и я не чувствую необходимости иметь что-то еще перед глазами.

«Пока мы не падаем, мы не занимаемся айкидо». Это утверждение говорит о вашем видении айкидо. Но как насчет онлайн-практики, вызванной карантином?

Падение не всегда возможно или желательно, это факт. Давая частные уроки, мы иногда не доходим до падения, чтобы сэкономить время и сосредоточиться на технических деталях. Точно так же и нам не всегда удается упасть, когда на тренировках много учеников.

Но помимо этих исключений, падение является неотъемлемой частью практики айкидо.

Это позволяет Тори выражать себя с большей скоростью и силой без ущерба для Уке.

Хорошо сделанное падение - это момент передышки для тела. Это важно в нашей дисциплине.

Что касается онлайн-практики, я не чувствовал и не видел, как предложить что-то действительно эффективное опытным практикующим.

Помните, что айкидо — это физический контакт, где у нас есть возможность работать с разными людьми и выполнять разные техники, во время одной и той же сессии и получать разнообразные ощущения.

Конечно, онлайн-курсы позволяют поддерживать связь со студентами, работать над стойками и отношениями… но, пожалуй, это и все.

С другой стороны, я вижу больше возможностей в работе с оружием.

Даже если у меня ушло много времени на первое занятие (для айкидока).

Более того, я уже много лет использую занятия с оружием онлайн для работы с бизнесменами, чтобы работать над очень конкретными темами, такими как решимость, принятие решений, концентрация.

В этом случае я могу предоставить удаленные сеансы для людей, которые живут в Гонконге, Дубае и т.д.

На протяжении тридцати лет вы давали частные уроки. Что ваши студенты ищут на этих курсах: улучшение техники? Внимания? Или что-то другое?

За тридцать лет у меня были сотни занимающихся индивидуально, с запросом на долгосрочную перспективу.

Все началось со школьников, которые хотели пересмотреть уроки с оружием, для получения степеней дан. Частные уроки позволили бы им успокоить себя и наработать методику.

Впоследствии студенты захотели работать над немного другими темами.

Преимущество частного урока в индивидуальном подходе: мы можем уделить 15 или 20 минут упражнению или техническим деталям, что мы не всегда можем сделать на групповом уроке.

Затем у меня были бизнесмены, которых интересовали принципы айкидо, чтобы применять их в бизнесе.Некоторые в последствии пришли на групповые занятия!

В период карантина многие преподаватели начали давать онлайн-уроки, но вы не дожидались карантина, чтобы давать видеоуроки. Однако вы выбрали другой взгляд, потому что это не было строго говоря не айкидо: что это тогда?

Как я объяснил выше, я давно использую видео для организации удаленных сеансов. Это позволяет нам оптимизировать многие параметры: время, энергию, темы...

«Я использую способ мышления и техники айкидо, которые адаптирую в мире бизнеса»

После установления контакта и определения целей мы можем приступить к работе. Работы по настройке, внедрению, активности. Публика, которую я обучаю, принадлежит миру предпринимательства: бизнесмены, бизнес леди, коучи.

Говоря об айкидо в профессиональной среде, как вам удается применять принципы айкидо для бизнеса, не впадая в «классические додзё-практики»?

Идея связать айкидо с миром бизнеса была для меня очень привлекательной, но все же необходимо было найти правильный подход.

Не стоит заставлять людей тренироваться, как в додзё! В противном случае они могли бы прийти в ближайший к ним клуб.

Если они этого не делали, то потому, что их это не интересовало!

Поэтому я обобщил более чем тридцатилетний опыт работы в этой среде, предложив им подход, немного отличающийся от того, который можно найти в классическом курсе, оставаясь при этом верным принципам дисциплины. Все без падений, потому что в данном контексте это не нужно.

«Предприниматели выходят из этих тренингов с лучшим пониманием друг друга и самого себя, с улучшенными навыками управления конфликтами в бизнесе, выработанными способностями пойти на уступки или компромисс»

AïkiLead, структура, которую я создал несколько лет назад для работы в этой среде, позволяет мне иметь специфику, отличную от той, что я воплощаю в мире Aïki. Это различие позволяет мне не смешивать жанры. Не так давно Франк Вукшич, очень хороший преподаватель айкидо (5 дан Айкикай) и мой друг, присоединился к AïkiLead. Сегодня мы вместе работаем над применениями принципов айкидо в деловом мире.

Наше объединение открывает для нас еще больше перспектив, потому что сегодня мы можем вдвоем провести учебный курс, тимбилдинг или даже видеокурс, когда это необходимо. Кроме того, наш взаимодополняющий опыт позволяет нам сочетать два взгляда на различные проблемы.

Вы являетесь частью группы APM (Association Progrès Management), целью которой является содействие осуществлению предпринимательских проектов с положительным эффектом, вы предлагаете обучение. Не могли бы вы рассказать нам больше об этом проекте, который объединит айкидо с миром бизнеса?

Я встретился с Пьером Беллоном (основателем Sodexo) по этому поводу. Чтобы быть более точным, мы работаем над предложением по обучению на полдня / день, которое будет предоставлено примерно двадцати бизнес-лидерам: я думаю о работе над темой управления и разрешения конфликта в его источнике, чтобы избежать бесполезных дебатов. Для этого я использую физический опыт тела, мобилизуя принципы айкидо.

Особенность моего взгляда заключается в том, что мы живем и переживаем вещи… которые нельзя объяснить только словами.

«Когда бизнесмены прекращают обучение, они могут применять полученные знания в своей работе»

Помните, что вы должны быть абсолютным профессионалом в своей области, чтобы иметь возможность отвечать на любые вопросы участников. В отличие от позиции сенсея в айкидо, с которой немногие студенты осмеливаются соревноваться, в корпоративном мире дела обстоят иначе.

Участники из мира бизнеса, а не из мира айкидо, могут задать мне столько вопросов, сколько захотят, и я должен дать им ответ прямо сейчас, мы действительно находимся в настоящем моменте. Это вызов и стимул.

В соответствии с профессионализмом и личными требованиями, я хочу предложить им наилучшие впечатления и опыт, убедившись, что они уйдут с чем-то конкретным, чтобы применить его в своей профессиональной, а также личной жизни. Вот почему я предлагаю только индивидуальные продукты, часто на длительный срок.

Мы часто задаем этот извечный вопрос об эффективности айкидо, имеет ли это понятие смысл для вас?

Поскольку мне неоднократно приходилось сталкиваться с этим вопросом, я отвечу, что в айкидо есть эффективность, которую каждый хочет получить и использовать.

Работая в очень разных сферах, таких как тюремная среда (почти двадцать лет), давая частные уроки / тренинги для определенных профилей (агенты ФБР, наемники, телохранители) или обучая бизнесменов в целях их собственной безопасности (торговцы алмазами, юристы, шоу-бизнес…) Я видел, что в айкидо часто есть возможность дать последовательный и эффективный ответ на любые ситуации.

Очевидно, что в таком контексте предлагаемая техника часто сильно сокращается; необходимо оставить исходную лишь ключевой элемент техники, чтобы перейти к более непосредственному применению.

«Эффективность дисциплины проявляется в среднесрочной и долгосрочной перспективе с точки зрения физической и умственной доступности, приспособляемости, развития концентрации, а также трансформации эго».

Последние несколько лет у меня было ощущение, что айкидо - это форма «активной медитации».

В сотрудничестве с миром кино в качестве хореографа боевых сцен вы, как и я, заметили, что айкидо не представлено ни на маленьком, ни на большом экране. Почему?

Воспроизведение чистых базовых техник занимает много времени. Их следует укоротить. В прошлом мне удавалось внести свой вклад в воплощение ценностей айкидо в кино, тренируя Мелани Тьерри в «Вавилоне нашей эры» у Матье Кассовица, где последний попросил меня сделать из актрисы тихую силу, подобную сенсею.

Кроме этого, айкидо технически не представлено в боях в кино. Мы часто находим одни и те же техники (Котэ Гаэси, Икке) в некоторых фильмах (Джон Уик, Джек Ричер…). Но мы могли бы показать что-то еще! Не так давно я предложил своему другу Патрику Во (постановка боев из «Джеймса Бонда», «Форсаж…») посмотреть, как мы могли бы разместить в кино несколько фрагментов техники Айки…, будущее покажет.

Ваше общение в различных профессиональных кругах позволили вам увидеть трудности, с которыми структуры айкидо сталкиваются при налаживании связей с другими дисциплинами. Однако это происходит не из-за того, что мы не участвуем в развитии этих взаимодействий. Чем это объяснить: отсутствие навыков? Недоверие? Или эго?

Возможно, руководители нашей дисциплины не находят ни интереса, ни необходимости выходить на улицу, чтобы встретиться с окружающими и считают, что мы самодостаточны. Но вряд ли это так, особенно в дисциплине, где мы проводим половину нашего времени, упрашивая нашего партнера, протягивая ему руку, чтобы он ее схватил. Если честно, не знаю, не понимаю!

Однако это не из-за отсутствия многолетнего обмена мнениями с некоторыми членами Fédé по только что упомянутым вопросам. Задача была в том в том, чтобы увидеть, сможем ли мы принять меры, которые возродили бы интерес к нашей дисциплине и придали ей некоторую заметность. Но увы, каждый раз никакого оживления, подъема, ничего, плоская энцефалограмма ___________!

Я думаю, что в федерациях и клубах многое предстоит сделать. Знаю, что большинство членов - добровольцы... но очень жаль видеть бездействие, когда есть возможность продвигать нашу дисциплину куда-то, где ее не ждут. И останавливает нас то, что мы сомневаемся - будет ли она хорошо принята или нет!

Другой вопрос, связанный с известностью дисциплины: общение. Без эффективных и целенаправленных коммуникационных действий продукт, проект, идея, возможно, даже дисциплина могут оказаться в «опасности».

Например. Если мы думаем, что публикацией статьи в специализированном журнале по боевым искусствам мы привлечем людей, то давайте продолжим и попробуем... Но время доказывает обратное!

Большинство из тех, кто читает эти журналы, уже практикуют!

Мы теряем сотни учеников каждый год, скоро учителей будет больше, чем занимающихся!!! Вам просто нужно посмотреть, как работают всемирно известные компании или бренды, чтобы продолжить свой рост: они постоянно общаются, устанавливают партнерские отношения и часто покидают свои экосистемы, чтобы экспериментировать с чем-то еще...

Может, нам стоит этим вдохновиться!?!?

Вот почему я хочу разработать эту стратегию открытости для айкидо. Более тридцати лет практика айкидо позволила мне пережить исключительные, а иногда и удивительные моменты: я тренировался и преподавал в «необычных» местах, в тюрьме, в кабаре, замках, на стадионах. Футбольные клубы, компании, влиятельные спортивные федерации, киностудии... додзё по всему миру. Но, прежде всего, я встречал вдохновляющих и очаровательных людей. Эти встречи, очевидно, повлияли на мою личность и на то, что я предлагаю на занятиях. И именно благодаря разнообразию этих встреч айкидо позволило мне иметь дело с необычными людьми, начиная с Ильича Рамиреса Санчеса (Карлос)…, вплоть до Стива Джобса. Я не уверен, что, оставаясь только в рамках классического айкидо, мой жизненный опыт, а также опыт айкидока был бы таким же.

Помимо того, что предлагает федерация, мое любопытство и креативность, позволили мне представить нашу дисциплину в разных местах и другим аудиториям.

И я благодаре Кристиану Тиссье за то, что он является отправной точкой для значительной части того, что было мной достигнуто. Что будет происходить дальше? Будущее покажет. Спасибо!